Мумий Тролль

Мумий Тролль Название "Мумий Тролль" появилось на свет 16 октября 1983 года, в 15-й день рождения уроженца города Владивостока Ильи Лагутенко. Несмотря на сравнительно юный возраст, Илья к тому времени имел уже четырехлетний опыт музицирования в почти профессиональных командах (первая группа, в которой он пел и играл на клавишных, была образована в 1979 году, называлась "Бони P" и оперировала исключительно английскими текстами). В 82-м Лагутенко знакомится с Леонидом Бурлаковым, который с того момента не раз и не два сыграл в его жизни заметную (если не ключевую) роль. Летом 84-го группа начинает (по ночам и в режиме строгой консприрации) первую в истории Владивостока "профессиональную" запись. Через год появился дебютный магнитоальбом "троллей" "Новая Луна Апреля" с десятью композициями, половина из которых в течение двух следующих лет пользовались большим успехом на местных дискотеках. 26 июня 1987 года состоялся единственный сольный концерт группы "Мумий Тролль" (к тому времени успевшей стать "опальной" благодаря эпохальному заявлению видного местного партдеятеля о том, что самыми социально опасными группами являются Black Sabbath и "Мумий Тролль") на сцене владивостокского кинотеатра "Вымпел". На этом первый этап истории группы, собственно, и закончился, поскольку уже на следующее утро после выступления участников группы забрали в армию (был такой период, когда студентам отсрочек не предоставлялось). Во время службы Лагутенко пишет половину текстов для будущего альбома "Морская". По возвращению из армии музыкантами записывается второй магнитоальбом "Делай Ю!Ю!", который по ряду причин признается неудачным, и Илья, получивший диплом переводчика, вскоре уезжает на два года в Китай, а в 1994 году перебирается в Лондон. "В стране ничего было не понять, и музыка вообще никому не нужна была. Нужно было только найти тонну металлолома какого-нибудь интересного цвета и загнать это кому-нибудь. Заработать кучу денег. Происходит разлад, разброд и шатание. И я уезжаю в Китай, где решаю проводить дальнейшие эксперименты над китайским языком, а потом торчу несколько лет в путешествиях... Это было интересно." История группы таким образом обрывается во второй раз, причем казалось, что теперь - навсегда. Но изрядно набравшись в Лондоне идей новомодного тогда брит-попа и встретившись во время поездки в Москву с Бурлаковым, Лагутенко принимает решение записать новый альбом. Работу над "Морской" начали в августе 96-го. В роли звукорежиссера выступил Крис Бенди, ранее работавший, говорят, и с Cure, и с Duran Duran, и чуть ли не с The Rolling Stones. Готовый уже в сентябре альбом пристраивали на фирмы грамзаписи в течение полугода, пока в апреле "Морскую" не-решилась таки выпустить компания Becar Records. К выходу диска были в течение трех суток сняты два видео на песни "Утекай" и "Кот кота". То, что случилось после, иначе как феноменом и назвать нельзя: в считанные недели альбом занял первые строчки в чартах продаж, а коллектив, рост популярности которого напомнил движение снежного кома, столь же быстро затмил всех отечественных рок-героев и утвердил новые стандарты качественной поп-музыки. Именно с небывалом взлетом "Мумий Тролля" многие связывают окончательное стирание границ между поп- и рок песнями, с этого момента зачастую соседствовавшими на верхних строчках хит-парадов. "У меня много положительных эмоций, но если говорить об отрицательных сторонах, то есть определенный пласт искуственно придуманной поп-культуры. Кто-то где-то ее для кого-то придумал, потому что я не вижу этих людей, для которых это предназначено. Хотя и сдвиги, по-моему, есть. Давайте только не будем придумывать, каких-то ротаций, формаций и форматов." Впрочем, главный удар, как оказалось, был еще впереди. Уже в августе 97-го, когда в России только начиналась истерия "троллемании", Лагутенко записывает новый альбом "Икра", который, вопреки всем существовавшим законам шоу-бизнеса, выходит под самый Новый Год. Именно из-за этого "Икра" при подведении итогов года не была отмечена никакими призами, хотя работа подобного уровня в стране появилась, возможно, впервые. Впрочем, за признание музыкальной критике Лагутенко грех было жаловаться - титулы, призы и премии посыпались на "троллей", как из рога изобилия. Апофеозом этого стала традиционная "Премия Fuzz-98" в питерском "Юбилейном", откуда Лагутенко увез три статуэтки "Forte" - за лучший альбом ("Морская") песню ("Утекай") и лучшей группе ушедшего года. К 1998 году уже сложился полноценный состав группы: Лагутенко, гитарист и клавишник Юрий Цалер, басист Евгений "Сдвиг" Звиденный, ударник Олег Пунгин и бэк-вокалистка Олеся Ляшенко (единственная из всех, ныне в коллективе отсуствующая). В этом составе "Мумий Тролль" едет в трехмесячный тур по России, после чего записывает двойной альбом, состоящий из старых песен времен двух первых магнитоальбомов и названный "Шамора(Правда о Мумиях и Троллях)". Летом музыканты "МТ" участвуют в записи дебютного альбома Земфиры. Гастрольный тур продолжился до конца года, ознаменованного также съемками очередной серии клипов и релизом дебютного макси-сингла "С Новым Годом, Крошка!", и завершился двумя сольниками в ДК Горбунова (такого легендарная Горбушка, говорят, еще не знала) и концертом в питерском клубе "Голливудские ночи". На очередной церемонии журнала Fuzz "Мумий Тролль" вновь признается группой года и получает приз за лучшее видео ("Дельфины"), причем на концерте в этот раз не выступает, поскольку в конце 98-го Лагутенко объявил о творческом отпуске и единственном выступлении в 1999 году, о котором будет объявлено отдельно. Это была первая из гениальных по своей "загадочности" и "детективности" промо-акция "Мумий Тролля" - вскоре оные станут визитной карточкой коллектива. Долго обсуждался некий концерт "между Питером и Москвой", но в конце концов "тролли" дали в России не один, а целых пять концертов (два - в Питере, два - в Москве и один - на родине). В мае в рамках презентации коллекционного издания альбома "Морская" и второй годовщины исторического релиза музыканты дали концерт в Лондоне, а в августе там же был записан очередной альбом "Мумий Тролля". Выход "Точно Руть Алоэ" сопровождался невиданным ажиотажем и очередным вплеском "троллемании", которые умело подогревались менеджментом музыканта, а также выходом синглов "Невеста?" и "Карнавала.Нет", совершенно не дававших понять, каким же будет новый альбом - первый, для которого записывались не десятилетней давности, а абсолютно новые песни Лагутенко. Результат, увидевший свет 5 февраля прошлого года, многих обескуражил, что, однако, мало сказалось на планах "Мумий Тролля", отправившего в многомесячный "Ртуть Алоэ Тур", который завершился в ноябре "необыкновенном концертом" в столичном Гостином дворе. "Я не заканчивал ни одного музыкального заведения. У меня был опыт обучения в музыкальной школе и некоторых других музыкальных организациях. Но мы же рокапопсом занимаемся, а не музыкой, так что я окончил все университеты рокапопса, которые только могут существовать в моем воображении." До конца 2000-го группа выпустила еще два сингла в поддержку "Точно Ртуть Алоэ", получила очередной приз от эскпертов Fuzz'а (за клип на "Невесту?"), записала свою версию цоевской "Восьмиклассницы" для трибьют-проекта "КИНОпробы" и начала новый "Без Обмана Тур", который должен финишировать весной сольным концертом в "Олимпийском". "С гостеприимством у нас обычно как-то не существует проблем. Я уверен, что все те люди, которые приходят на наши концерты, делают это не по заданию горкома или парткома - не потому, что им надо было, а потому, что им хотелось. Мы побывали, наверное, везде, от Камчатки до Калининграда. Мы можем играть в малоподготовленном для рок-концертов клубе в маленьком западноукраинском городе, а можно вспомнить какие-нибудь шикарные шоу с большим количеством света, дыма и сцен, как, например, в Риге. Каждый раз что-то запоминается." Состав: Илья Лагутенко - вокал, гитара, клавишные Юрий Цалер - гитары, клавишные Евгений "Сдвиг" Звиденный - бас Олег Пунгин - ударные Меседа Багаудинова - бэк-вокал Александр "А" Ревва - клавишные, саксофон, бэк-вокал

Тексты песен (слова) Мумий Тролль