Эдисон Денисов
Симфония №1 (1.1)
- Тексты песен 🎧
- Эдисон Денисов
- Фортепианный концерт (1)
Текст песни Эдисон Денисов - Фортепианный концерт (1)
Все тексты Эдисон Денисов
Фортепианный концерт, op. 46 (1974)
1. Allegro
Мария Паршина, фортепиано
Симфонический оркестр ТРК «Останкино»
Александр Михайлов, дирижёр
__________________________
Это мой единственный концерт, который можно назвать концертом в традиционном понимании жанра. Здесь реализован, во-первых, основной принцип концерта, на котором строились все концерты XIX века — это состязание солиста и оркестра и, во-вторых, сама форма концертного цикла тоже традиционная: большая 1-я часть — быстрая, небольшая 2-я часть — медленная и потом быстрый финал, где совершенно ясно проявляются жанровые элементы — это, прежде всего, джазовая игра 4 саксофонов — здесь они выходят на поверхность — это уже 4 концертирующих инструмента.
— А разве в 1-й части нет джазовых элементов?
— Есть, конечно, но там это только аллюзии с джазом — самого джазового письма нет. А вот в 3-й части есть уже почти прямое джазовое письмо: во-первых, рояль играет как концертирующий джазовый инструмент и ударник выступает уже не как классический, а как джазовый исполнитель; затем, саксофоны выступают как равные партнёры с quasi-джазовыми импровизациями, играют сольные каденции; в-третьих, здесь очень много камерной манеры письма, что, в общем, тоже связано как-то с классическим джазовым ансамблем. Например, 4 саксофона и рояль вот здесь и так далее, то есть они выступают как группа концертирующих джазовых музыкантов внутри огромного оркестрового состава.
А состав действительно большой: всех по 4 — и флейт, и труб, и тромбонов, и саксофонов и т.д.
И очень большие контрасты в трактовке материала. В 1-й части весь материал буквально «рассыпан» у концертирующего рояля вот в этих пуантилистических «хвостах»: всё идет как имитация традиционных виртуозных концертных пассажей, но сами эти пассажи — пуантилистические такие «хвосты», рассыпанные в очень быстром, нервном, сложном ритме между разными и иногда совсем крайними регистрами. Но иногда рояль буквально врывается в общую ткань оркестра с резкими аккордами. В общем, рояль здесь играет довольно даже грубовато, жёстко, и в основном он здесь всегда концертирующий, как бы блистающий виртуозный сольный инструмент.
— А оркестр?
— Оркестр трактован как раз не одинаковым образом… Концерт начинается сигналом 4 труб. Трубы именно стягиваются вокруг ноты ля и играют как бы 4 варианта одного и того же сигнала. И этим же сигналом начинается финал — 3-я часть Концерта.
— Но последующий материал в этих частях уже разный.
— Естественно. Однако окончания, как видите, опять же одинаковые: и там, и здесь музыкальное развитие обрывается ударом тамтама.
— Иначе говоря, в концерте есть вполне традиционные арочные связи крайних частей. И в этом смысле, очевидно, важно и сходство некоторых технических приемов.
— Совершенно верно. Вот, скажем, в 1-й части, здесь очень активно намечается тенденция к обособлению рояля в качестве концертирующего инструмента, но есть одновременно и его ансамблевые выступления вместе, например, с литаврами — такой весьма необычный инструментальный дуэт; и в финале эта же манера дуэтной, так сказать, игры рояля, она развёрнута в ещё большей степени. Например, вот… рояль и вибрафон. Или каноны из отдельных выдержанных нот: 1-я флейта, предположим, вступает с ноты ля, 2-я флейта с ноты си-бемоль, 3-я с соль-диез и так далее, то есть получается «имитация на ноту» — это тоже встречается и в 1-й, и в 3-й частях. И также трактовка всей меди в отдельных случаях как единой группы, как мощного, но одного инструмента — 4-голосного, 6-голосного, 8-голосного и т.д. — эта тенденция намечается уже в 1-й части и потом, она же будет сильно развита в финале Концерта.
— И, наверное, ещё и алеаторические моменты, которые здесь тоже выступают как связующие реминисценции.
1. Allegro
Мария Паршина, фортепиано
Симфонический оркестр ТРК «Останкино»
Александр Михайлов, дирижёр
__________________________
Это мой единственный концерт, который можно назвать концертом в традиционном понимании жанра. Здесь реализован, во-первых, основной принцип концерта, на котором строились все концерты XIX века — это состязание солиста и оркестра и, во-вторых, сама форма концертного цикла тоже традиционная: большая 1-я часть — быстрая, небольшая 2-я часть — медленная и потом быстрый финал, где совершенно ясно проявляются жанровые элементы — это, прежде всего, джазовая игра 4 саксофонов — здесь они выходят на поверхность — это уже 4 концертирующих инструмента.
— А разве в 1-й части нет джазовых элементов?
— Есть, конечно, но там это только аллюзии с джазом — самого джазового письма нет. А вот в 3-й части есть уже почти прямое джазовое письмо: во-первых, рояль играет как концертирующий джазовый инструмент и ударник выступает уже не как классический, а как джазовый исполнитель; затем, саксофоны выступают как равные партнёры с quasi-джазовыми импровизациями, играют сольные каденции; в-третьих, здесь очень много камерной манеры письма, что, в общем, тоже связано как-то с классическим джазовым ансамблем. Например, 4 саксофона и рояль вот здесь и так далее, то есть они выступают как группа концертирующих джазовых музыкантов внутри огромного оркестрового состава.
А состав действительно большой: всех по 4 — и флейт, и труб, и тромбонов, и саксофонов и т.д.
И очень большие контрасты в трактовке материала. В 1-й части весь материал буквально «рассыпан» у концертирующего рояля вот в этих пуантилистических «хвостах»: всё идет как имитация традиционных виртуозных концертных пассажей, но сами эти пассажи — пуантилистические такие «хвосты», рассыпанные в очень быстром, нервном, сложном ритме между разными и иногда совсем крайними регистрами. Но иногда рояль буквально врывается в общую ткань оркестра с резкими аккордами. В общем, рояль здесь играет довольно даже грубовато, жёстко, и в основном он здесь всегда концертирующий, как бы блистающий виртуозный сольный инструмент.
— А оркестр?
— Оркестр трактован как раз не одинаковым образом… Концерт начинается сигналом 4 труб. Трубы именно стягиваются вокруг ноты ля и играют как бы 4 варианта одного и того же сигнала. И этим же сигналом начинается финал — 3-я часть Концерта.
— Но последующий материал в этих частях уже разный.
— Естественно. Однако окончания, как видите, опять же одинаковые: и там, и здесь музыкальное развитие обрывается ударом тамтама.
— Иначе говоря, в концерте есть вполне традиционные арочные связи крайних частей. И в этом смысле, очевидно, важно и сходство некоторых технических приемов.
— Совершенно верно. Вот, скажем, в 1-й части, здесь очень активно намечается тенденция к обособлению рояля в качестве концертирующего инструмента, но есть одновременно и его ансамблевые выступления вместе, например, с литаврами — такой весьма необычный инструментальный дуэт; и в финале эта же манера дуэтной, так сказать, игры рояля, она развёрнута в ещё большей степени. Например, вот… рояль и вибрафон. Или каноны из отдельных выдержанных нот: 1-я флейта, предположим, вступает с ноты ля, 2-я флейта с ноты си-бемоль, 3-я с соль-диез и так далее, то есть получается «имитация на ноту» — это тоже встречается и в 1-й, и в 3-й частях. И также трактовка всей меди в отдельных случаях как единой группы, как мощного, но одного инструмента — 4-голосного, 6-голосного, 8-голосного и т.д. — эта тенденция намечается уже в 1-й части и потом, она же будет сильно развита в финале Концерта.
— И, наверное, ещё и алеаторические моменты, которые здесь тоже выступают как связующие реминисценции.
5 из 5
Оценок: 7.
Взято с https://alllyr.ru/lyrics/song/168294-edison-denisov-fortepiannyy-koncert-1/
Популярные песни Эдисон Денисов
-
Эдисон Денисов
Соната для кларнета соло (1) -
Эдисон Денисов
Солнце инков (2) -
Эдисон Денисов
Концерт для 2 альтов (1) -
Эдисон Денисов
Приход весны (4) -
Эдисон Денисов
Соната для флейты соло (1) -
Эдисон Денисов
Вариации на тему Генделя (1) -
Эдисон Денисов
Пьеса №1 для флейты и ф-но -
Эдисон Денисов
Соната для саксофона и виолончели (1) -
Эдисон Денисов
Медея (7)