Эдисон Денисов
Симфония №1 (1.1)
- Тексты песен 🎧
- Эдисон Денисов
- Солнце инков (5)
Текст песни Эдисон Денисов - Солнце инков (5)
Все тексты Эдисон Денисов
Проклятое слово
______________
Теперь 5-ая часть. Она буквально синтезирует всё, что было до сих пор. Из серии я взял разные сегменты и связывал их в таком свободном порядке, что, практически, от серии ничего и не осталось. Здесь все голоса играют свои сегменты, причём в разной динамике и с таким расчётом, чтобы не было никаких метрических совпадений в динамике, то есть, например, одни играют с одной и той же силой звучания, другие на крещендо, третьи на диминуэндо и так далее. Образуется как бы такой динамический куст, где каждая динамическая линия — это как отдельные ветки или даже листья. А дальше с 11 такта наступает игра очень тихих и коротких ветвей — вот эти пассажи, и в конце, как это было в 3-ей части «Солнца инков», точечные ритмические каноны, и самый конец — звук ре в различных октавах у роялей — это главная точка.
— В 3-ей части есть и элементы полисерийной техники?
— Да. У меня там есть ещё и динамическая серия.
— И не только. Здесь у вас есть и серия 6 тембров, и 6 голосов, и 6…
— Наверное, но я об этом уже совершенно забыл.
Кстати говоря, эта же серия идёт и в 6-ой части — «Песня о пальчике», но я реализовал её здесь только с таким расчётом, чтобы было очень много диатоничности. Ведь это очень простая такая детская песенка. В ней говорится про то, как устрица откусила у девочки пальчик, и как потом его выловил в море китобой, и затем привёз его в Гибралтар. Контраст к 5-ой части очень сильный. Ткань очень прозрачная, мягкая. Здесь такие 3 диатонических мотива: один — е-с-h, второй — ges-as-b, третий — es-des. По характеру выходит что-то вроде детской песенки. Ритмика здесь очень разнообразная, но это, в основном, касается всё же только деревянного барабана, который как бы легко-легко «подстукивает» здесь голосу. Это немножко похоже даже на Стравинского…
Кстати говоря, полифония, настоящая напряжённая полифония, она у меня, практически, работает только в 5-ой части, вот в этих сплетениях голосов, а до этого, всё что было полифоническое, это всё больше ритмические каноны, stretto, полифония кратких мотивов и так далее, о чем я уже говорил.
— А почему тексты отдельных разделов не связаны сюжетно?
— Не знаю, так уж получилось.
— А почему выбраны именно эти стихотворения, а не другие?
— Не помню. Наверное, это пришло как-то само собой.
— Сочетание довольно необычное для циклических сочинений: детская песенка, любовная драма и…
— А пятая часть — это и вовсе что-то, я бы сказал, политическое. И это не стихотворение, к тому же, это проза Габриэлы Мистраль. Ведь эта женщина не только прекрасная поэтесса, но и в какой-то степени политик. И текст здесь не поётся — он только читается, и само настроение здесь, которое связано с этим в общем-то очень трагическим текстом, оно у меня решается чисто инструментальными средствами.
— Мистраль, кажется, работала в посольстве?
— Да. И на этом, кстати, много спекулировали. Но это то, чего мы никогда не можем избежать. Это очень важно. Борьба за мир — она очень много значила и для Габриэлы Мистраль. Всегда нужно делать так, чтобы люди говорили друг с другом, а не проливали кровь, не воевали. Естественно, я писал это не формально, не потому, что нас призывали к этому партийные деятели, а потому, что мне действительно всякого рода зло, и тем более всякая агрессия, войны, всегда мне глубоко антипатичны. Так что здесь, конечно, есть элемент какого-то такого человеческого протеста против бессмысленности насилия.
И эта часть — «Проклятое слово» — поэтому концентрирует в себе то, что происходило в инструментальных частях до сих пор. Это, как я уже говорил, фактически инструментальная кульминация всего сочинения. Так же, как 6-ая часть — это тихая кульминация всей вокальной линии. Это вывод из всего. Это смысловой центр сочинения: что может быть прекрасней чистого, наивного, бесхитростного детства? Ничего! Конечно, ничего!
И, если вы возьмёте 4-ую часть — «Красный вечер», там ведь есть очень важные строки о вечернем солнце, кровавым светом своим заливающем горы — и это не просто метафора, это тоже о проклятии
______________
Теперь 5-ая часть. Она буквально синтезирует всё, что было до сих пор. Из серии я взял разные сегменты и связывал их в таком свободном порядке, что, практически, от серии ничего и не осталось. Здесь все голоса играют свои сегменты, причём в разной динамике и с таким расчётом, чтобы не было никаких метрических совпадений в динамике, то есть, например, одни играют с одной и той же силой звучания, другие на крещендо, третьи на диминуэндо и так далее. Образуется как бы такой динамический куст, где каждая динамическая линия — это как отдельные ветки или даже листья. А дальше с 11 такта наступает игра очень тихих и коротких ветвей — вот эти пассажи, и в конце, как это было в 3-ей части «Солнца инков», точечные ритмические каноны, и самый конец — звук ре в различных октавах у роялей — это главная точка.
— В 3-ей части есть и элементы полисерийной техники?
— Да. У меня там есть ещё и динамическая серия.
— И не только. Здесь у вас есть и серия 6 тембров, и 6 голосов, и 6…
— Наверное, но я об этом уже совершенно забыл.
Кстати говоря, эта же серия идёт и в 6-ой части — «Песня о пальчике», но я реализовал её здесь только с таким расчётом, чтобы было очень много диатоничности. Ведь это очень простая такая детская песенка. В ней говорится про то, как устрица откусила у девочки пальчик, и как потом его выловил в море китобой, и затем привёз его в Гибралтар. Контраст к 5-ой части очень сильный. Ткань очень прозрачная, мягкая. Здесь такие 3 диатонических мотива: один — е-с-h, второй — ges-as-b, третий — es-des. По характеру выходит что-то вроде детской песенки. Ритмика здесь очень разнообразная, но это, в основном, касается всё же только деревянного барабана, который как бы легко-легко «подстукивает» здесь голосу. Это немножко похоже даже на Стравинского…
Кстати говоря, полифония, настоящая напряжённая полифония, она у меня, практически, работает только в 5-ой части, вот в этих сплетениях голосов, а до этого, всё что было полифоническое, это всё больше ритмические каноны, stretto, полифония кратких мотивов и так далее, о чем я уже говорил.
— А почему тексты отдельных разделов не связаны сюжетно?
— Не знаю, так уж получилось.
— А почему выбраны именно эти стихотворения, а не другие?
— Не помню. Наверное, это пришло как-то само собой.
— Сочетание довольно необычное для циклических сочинений: детская песенка, любовная драма и…
— А пятая часть — это и вовсе что-то, я бы сказал, политическое. И это не стихотворение, к тому же, это проза Габриэлы Мистраль. Ведь эта женщина не только прекрасная поэтесса, но и в какой-то степени политик. И текст здесь не поётся — он только читается, и само настроение здесь, которое связано с этим в общем-то очень трагическим текстом, оно у меня решается чисто инструментальными средствами.
— Мистраль, кажется, работала в посольстве?
— Да. И на этом, кстати, много спекулировали. Но это то, чего мы никогда не можем избежать. Это очень важно. Борьба за мир — она очень много значила и для Габриэлы Мистраль. Всегда нужно делать так, чтобы люди говорили друг с другом, а не проливали кровь, не воевали. Естественно, я писал это не формально, не потому, что нас призывали к этому партийные деятели, а потому, что мне действительно всякого рода зло, и тем более всякая агрессия, войны, всегда мне глубоко антипатичны. Так что здесь, конечно, есть элемент какого-то такого человеческого протеста против бессмысленности насилия.
И эта часть — «Проклятое слово» — поэтому концентрирует в себе то, что происходило в инструментальных частях до сих пор. Это, как я уже говорил, фактически инструментальная кульминация всего сочинения. Так же, как 6-ая часть — это тихая кульминация всей вокальной линии. Это вывод из всего. Это смысловой центр сочинения: что может быть прекрасней чистого, наивного, бесхитростного детства? Ничего! Конечно, ничего!
И, если вы возьмёте 4-ую часть — «Красный вечер», там ведь есть очень важные строки о вечернем солнце, кровавым светом своим заливающем горы — и это не просто метафора, это тоже о проклятии
5 из 5
Оценок: 10.
Взято с https://alllyr.ru/lyrics/song/168298-edison-denisov-solnce-inkov-5/
Популярные песни Эдисон Денисов
-
Эдисон Денисов
Соната для кларнета соло (1) -
Эдисон Денисов
Солнце инков (2) -
Эдисон Денисов
Концерт для 2 альтов (1) -
Эдисон Денисов
Приход весны (4) -
Эдисон Денисов
Соната для флейты соло (1) -
Эдисон Денисов
Вариации на тему Генделя (1) -
Эдисон Денисов
Пьеса №1 для флейты и ф-но -
Эдисон Денисов
Соната для саксофона и виолончели (1) -
Эдисон Денисов
Медея (7)