Эдисон Денисов
Симфония №1 (1.1)
- Тексты песен 🎧
- Эдисон Денисов
- Солнце инков (4)
Текст песни Эдисон Денисов - Солнце инков (4)
Все тексты Эдисон Денисов
4. Красный вечер
_______________
Так что если вы возьмете развитие здесь всей тембровой линии, то её идея — это, прежде всего, постепенное как бы смысловое выявление, проявление колокольного тембра, с которым у каждого из нас связано очень многое и самое важное: рождение, смерть, вера, любовь, праздники, войны, то есть абсолютно всё, абсолютно всё.
— Вы сказали, что канон чтеца лучше всего делать одному исполнителю с помощью магнитофона. Это, очевидно, тоже предполагает какую-то особую тембровую идею, поскольку нужен голос с достаточно большим диапазоном?
— Естественно.
Для исполнения в Ленинграде я поэтому специально пригласил моего друга — тогда он был ещё контрабасистом, а потом стал музыкальным деятелем и чтецом — Анатолия Агамирова. И он записал дома на любительском магнитофоне свой голос простым наложением. Сначала он прочитал нижний голос на ноте соль, потом с опозданием, используя наушники, прочитал 2-ой голос на ноте ре и 3-ий — на ля. И когда мы записывали «Солнце инков» на пластинку и компакт-диск с Александром Лазаревым на фирме «Мелодия», то я позвал опять же Толю Агамирова, потому что тембр его голоса мне очень нравился. А вот исполнение без магнитофона мне совсем не подошло: получается хуже — исчезает особая тембровая краска, которая просто необходима. Я слушал с живым исполнителем — это совсем не то.
— В красочной драматургии у вас всё время прослеживается развитие 2 линий. Об этом вы пишите и в своей аннотации к «Солнцу инков».
— Да, здесь 2 тенденции: первая — это движение к определённости, вторая, — напротив, к неопределённости. Неопределённость — это, например, музыка ударных в 1-ой части, она есть во 2-ой части, и это, конечно, постоянно варьируемый фон струнных в 4-ой части и отдельные моменты в коде финала. Всё остальное — определённость.
— «Солнце инков» — это письмо серийного типа, но в свободном, неформальном преломлении. Такое впечатление, что вы намеренно старались избегать одних и тех же приёмов в разных частях. И диапазон этих приёмов исключительно широк: от точных полных проведений серии до разнообразнейших её модификаций, дроблений, микросерийной работы.
— Об этом я могу рассказать подробнее. Звуки серии у меня такие: a, f, e, b, h, cis, es, c, g, d, gis, fis, то есть серийный ряд у меня построен таким образом, что отдельные его части-сегменты могут использоваться либо в виде коротких диатонических рядов (например, ля-диез – си – до-диез – ре-диез), либо образуют движение по аккордам с разной структурой.
А теперь давайте посмотрим, что с серией происходит уже по нотам…
В начале Прелюдии, например, серия проходит без изменений, затем, начиная с этого… 13 такта, появляются первые неполные проведения, делаются ротации отдельных сегментов, то есть начинается разработка серии, а вот здесь даётся ракоход серии, который приводит к её начальному звуку ля. Зато 3-ья часть вся построена только на первых 6 звуках серии. Структура здесь «точечная» и почти, таким образом, пуантилистическая, и из этих точек всё время складываются какие-то асимметричные различные фигуры; и здесь очень много полифонических приёмов письма в виде стретто, имитаций, канонов.
— Этот «пуантилизм» идёт от 1-ой части.
— Да, это там тоже заложено. Здесь, в принципе, работают два типа материала — я имею в виду мелодические структуры и точечные. Они связаны с теми двумя планами, о которых я вам уже говорил, то есть с инструментальным и вокальным. Точечных фрагментов больше всего в инструментальных разделах, но там есть и мелодические структуры. В вокальных точечного материала почти нет.
Далее, 4-ая часть. Она идёт исключительно на вторых 6 звуках серии, то есть первые 6 нот в ней ни разу не появляются. И, кстати, и во 2-ой части, и в 4-ой есть очень много сходства, особенно в начале мелодических линий, и хотя ритмика довольно свободная, но серийно ткань высчитана довольно точно, то есть с очень небольшими только, может быть, отклонениями. Затем у скрипки, флейты и виолончели алеаторические квадраты во 2-ой строфе тоже серийные.
_______________
Так что если вы возьмете развитие здесь всей тембровой линии, то её идея — это, прежде всего, постепенное как бы смысловое выявление, проявление колокольного тембра, с которым у каждого из нас связано очень многое и самое важное: рождение, смерть, вера, любовь, праздники, войны, то есть абсолютно всё, абсолютно всё.
— Вы сказали, что канон чтеца лучше всего делать одному исполнителю с помощью магнитофона. Это, очевидно, тоже предполагает какую-то особую тембровую идею, поскольку нужен голос с достаточно большим диапазоном?
— Естественно.
Для исполнения в Ленинграде я поэтому специально пригласил моего друга — тогда он был ещё контрабасистом, а потом стал музыкальным деятелем и чтецом — Анатолия Агамирова. И он записал дома на любительском магнитофоне свой голос простым наложением. Сначала он прочитал нижний голос на ноте соль, потом с опозданием, используя наушники, прочитал 2-ой голос на ноте ре и 3-ий — на ля. И когда мы записывали «Солнце инков» на пластинку и компакт-диск с Александром Лазаревым на фирме «Мелодия», то я позвал опять же Толю Агамирова, потому что тембр его голоса мне очень нравился. А вот исполнение без магнитофона мне совсем не подошло: получается хуже — исчезает особая тембровая краска, которая просто необходима. Я слушал с живым исполнителем — это совсем не то.
— В красочной драматургии у вас всё время прослеживается развитие 2 линий. Об этом вы пишите и в своей аннотации к «Солнцу инков».
— Да, здесь 2 тенденции: первая — это движение к определённости, вторая, — напротив, к неопределённости. Неопределённость — это, например, музыка ударных в 1-ой части, она есть во 2-ой части, и это, конечно, постоянно варьируемый фон струнных в 4-ой части и отдельные моменты в коде финала. Всё остальное — определённость.
— «Солнце инков» — это письмо серийного типа, но в свободном, неформальном преломлении. Такое впечатление, что вы намеренно старались избегать одних и тех же приёмов в разных частях. И диапазон этих приёмов исключительно широк: от точных полных проведений серии до разнообразнейших её модификаций, дроблений, микросерийной работы.
— Об этом я могу рассказать подробнее. Звуки серии у меня такие: a, f, e, b, h, cis, es, c, g, d, gis, fis, то есть серийный ряд у меня построен таким образом, что отдельные его части-сегменты могут использоваться либо в виде коротких диатонических рядов (например, ля-диез – си – до-диез – ре-диез), либо образуют движение по аккордам с разной структурой.
А теперь давайте посмотрим, что с серией происходит уже по нотам…
В начале Прелюдии, например, серия проходит без изменений, затем, начиная с этого… 13 такта, появляются первые неполные проведения, делаются ротации отдельных сегментов, то есть начинается разработка серии, а вот здесь даётся ракоход серии, который приводит к её начальному звуку ля. Зато 3-ья часть вся построена только на первых 6 звуках серии. Структура здесь «точечная» и почти, таким образом, пуантилистическая, и из этих точек всё время складываются какие-то асимметричные различные фигуры; и здесь очень много полифонических приёмов письма в виде стретто, имитаций, канонов.
— Этот «пуантилизм» идёт от 1-ой части.
— Да, это там тоже заложено. Здесь, в принципе, работают два типа материала — я имею в виду мелодические структуры и точечные. Они связаны с теми двумя планами, о которых я вам уже говорил, то есть с инструментальным и вокальным. Точечных фрагментов больше всего в инструментальных разделах, но там есть и мелодические структуры. В вокальных точечного материала почти нет.
Далее, 4-ая часть. Она идёт исключительно на вторых 6 звуках серии, то есть первые 6 нот в ней ни разу не появляются. И, кстати, и во 2-ой части, и в 4-ой есть очень много сходства, особенно в начале мелодических линий, и хотя ритмика довольно свободная, но серийно ткань высчитана довольно точно, то есть с очень небольшими только, может быть, отклонениями. Затем у скрипки, флейты и виолончели алеаторические квадраты во 2-ой строфе тоже серийные.
1 из 5
Оценок: 4.
Взято с https://alllyr.ru/lyrics/song/168299-edison-denisov-solnce-inkov-4/
Популярные песни Эдисон Денисов
-
Эдисон Денисов
Соната для кларнета соло (1) -
Эдисон Денисов
Соната для флейты соло (1) -
Эдисон Денисов
Пьеса №1 для флейты и ф-но -
Эдисон Денисов
Солнце инков (2) -
Эдисон Денисов
Концерт для 2 альтов (1) -
Эдисон Денисов
Приход весны (4) -
Эдисон Денисов
Вариации на тему Генделя (1) -
Эдисон Денисов
Соната для саксофона и виолончели (1) -
Эдисон Денисов
Медея (7)