Эдисон Денисов
Симфония №1 (1.1)
- Тексты песен 🎧
- Эдисон Денисов
- Солнце инков (3)
Текст песни Эдисон Денисов - Солнце инков (3)
Все тексты Эдисон Денисов
Интермедия
__________
— Она, может быть, здесь и на самом деле самая выверенная и самая рассчитанная из всех частей, но, согласитесь всё же, что это не лезет наружу.
— Согласен. Я имел в виду только формальную сторону.
— Здесь ещё важно отметить и такой момент: большую роль колокола, который упорно играет вот эту, одну и ту же, ноту ре, и вот такие ещё как бы нервные импульсы, которые непрерывно появляются и всё время обновляются у других инструментов.
— Колокол в таком «набатном» значении для вас и дальше не чужд. Например, в «Живописи».
— И не только в ней. Но об этом я скажу немного позже.
А в заключительной — 6-ой — части — я назвал её «Песня о пальчике» — состав такой: сопрано, труба, 2 ударника, 2 рояля. Это эпилог и вместе с тем это квинтэссенция всего сочинения, это главная часть. Причём самое главное рассказывается буквально на последней странице сочинения. И особенно важен здесь инструментальный комментарий, идущий после песни сопрано. Песня по характеру очень простая. И после инструментального tutti 5-ой части звучит почти спокойно, ритмически равномерно, хотя размер постоянно меняется. Это почти такой же характер финала, как в циклах Шуберта.
— Форма куплетная?
— Да. Всего 4 куплета. И после 2-го и 4-го куплетов идёт дополнение — 3 чтеца.
— Но 2-ой куплет здесь контрастный по материалу, нечто вроде середины в трёхчастной форме?
— Да. Однако здесь важнее для формы всё же идея куплетности.
Но самое важное — это тембровый контраст с 5-ой частью. Певица начинает петь одна. Её сопровождает всего один ударник, который играет либо на 2 деревянных африканских барабанах, либо (может быть, это звучит даже лучше) на 2 коробочках legno, которые должны быть настроены просто в определённый интервал, приблизительно в объёме кварты. И потом ритм здесь (ведь если вы возьмёте 2-ую часть — письмо для певицы, 3-ью инструментальную часть — там ритм гораздо сложнее, свободный, нет никаких остинато) весь на шесть восьмых, всё идет ровными восьмыми.
— Но есть же и нарушения, когда появляются, например, группы на пять восьмых и другие.
— Их очень мало здесь.
И вот такая элементарность ритма, элементарность сопровождения без всякой звуковысотности и такая наивная сюрреалистичность стиха — они сразу создают краску, которой до сих пор не было. Это краска совершенно новая.
— По-моему, появление новой краски в финальных разделах или последних страницах — вообще ваш любимый приём.
— Он очень эффективен.
И единственный инструмент, который «вмешивается» тут в песню певицы — это небольшие 2 сигнала трубы на 3 нотах в конце, когда идёт речь о корабле. И, кроме того, здесь важна ещё одна краска, которой до сих пор не было — это «чтец», расслоенный на 3 голоса. Я, кстати говоря, предпочитаю, чтобы это было записано на плёнку заранее, и чтобы читал его один и тот же человек. Партия «чтеца» должна звучать как «темброво-отрешённый» трёхголосный канон с имитацией в квинту и с элементарным ритмом, идущим ровными восьмыми. И само магнитофонное звучание такого канона — это как голос из другой сферы.
И здесь же есть ещё один контраст — ударные инструменты, они вступают здесь ритмически абсолютно свободно, их ритм в большинстве случаев не выписывается, то есть, опять-таки, возникает ещё один уровень многомерного пространства.
А последний раздел 6-ой части — Постлюдия — это, как я уже сказал, заключительный инструментальный комментарий, в котором также появляются новые краски: впервые звучат рояли и, к тому же, один из них начинает играть на струнах; гобоист, который играл почти 3 части на гобое, вдруг берёт английский рожок, и музыка начинает меняться, всё звучание обретает здесь элемент всё большей и большей колокольности и вдруг возникает цитата православного песнопения «Свете тихий» (оно имеет здесь не только чисто музыкальный смысл, но и определённый, конечно, программный, смысл — это как вот луч, который всё озаряет и потом постепенно исчезает), и всё сочинение в результате заканчивается тихими ударами настоящего колокола.
__________
— Она, может быть, здесь и на самом деле самая выверенная и самая рассчитанная из всех частей, но, согласитесь всё же, что это не лезет наружу.
— Согласен. Я имел в виду только формальную сторону.
— Здесь ещё важно отметить и такой момент: большую роль колокола, который упорно играет вот эту, одну и ту же, ноту ре, и вот такие ещё как бы нервные импульсы, которые непрерывно появляются и всё время обновляются у других инструментов.
— Колокол в таком «набатном» значении для вас и дальше не чужд. Например, в «Живописи».
— И не только в ней. Но об этом я скажу немного позже.
А в заключительной — 6-ой — части — я назвал её «Песня о пальчике» — состав такой: сопрано, труба, 2 ударника, 2 рояля. Это эпилог и вместе с тем это квинтэссенция всего сочинения, это главная часть. Причём самое главное рассказывается буквально на последней странице сочинения. И особенно важен здесь инструментальный комментарий, идущий после песни сопрано. Песня по характеру очень простая. И после инструментального tutti 5-ой части звучит почти спокойно, ритмически равномерно, хотя размер постоянно меняется. Это почти такой же характер финала, как в циклах Шуберта.
— Форма куплетная?
— Да. Всего 4 куплета. И после 2-го и 4-го куплетов идёт дополнение — 3 чтеца.
— Но 2-ой куплет здесь контрастный по материалу, нечто вроде середины в трёхчастной форме?
— Да. Однако здесь важнее для формы всё же идея куплетности.
Но самое важное — это тембровый контраст с 5-ой частью. Певица начинает петь одна. Её сопровождает всего один ударник, который играет либо на 2 деревянных африканских барабанах, либо (может быть, это звучит даже лучше) на 2 коробочках legno, которые должны быть настроены просто в определённый интервал, приблизительно в объёме кварты. И потом ритм здесь (ведь если вы возьмёте 2-ую часть — письмо для певицы, 3-ью инструментальную часть — там ритм гораздо сложнее, свободный, нет никаких остинато) весь на шесть восьмых, всё идет ровными восьмыми.
— Но есть же и нарушения, когда появляются, например, группы на пять восьмых и другие.
— Их очень мало здесь.
И вот такая элементарность ритма, элементарность сопровождения без всякой звуковысотности и такая наивная сюрреалистичность стиха — они сразу создают краску, которой до сих пор не было. Это краска совершенно новая.
— По-моему, появление новой краски в финальных разделах или последних страницах — вообще ваш любимый приём.
— Он очень эффективен.
И единственный инструмент, который «вмешивается» тут в песню певицы — это небольшие 2 сигнала трубы на 3 нотах в конце, когда идёт речь о корабле. И, кроме того, здесь важна ещё одна краска, которой до сих пор не было — это «чтец», расслоенный на 3 голоса. Я, кстати говоря, предпочитаю, чтобы это было записано на плёнку заранее, и чтобы читал его один и тот же человек. Партия «чтеца» должна звучать как «темброво-отрешённый» трёхголосный канон с имитацией в квинту и с элементарным ритмом, идущим ровными восьмыми. И само магнитофонное звучание такого канона — это как голос из другой сферы.
И здесь же есть ещё один контраст — ударные инструменты, они вступают здесь ритмически абсолютно свободно, их ритм в большинстве случаев не выписывается, то есть, опять-таки, возникает ещё один уровень многомерного пространства.
А последний раздел 6-ой части — Постлюдия — это, как я уже сказал, заключительный инструментальный комментарий, в котором также появляются новые краски: впервые звучат рояли и, к тому же, один из них начинает играть на струнах; гобоист, который играл почти 3 части на гобое, вдруг берёт английский рожок, и музыка начинает меняться, всё звучание обретает здесь элемент всё большей и большей колокольности и вдруг возникает цитата православного песнопения «Свете тихий» (оно имеет здесь не только чисто музыкальный смысл, но и определённый, конечно, программный, смысл — это как вот луч, который всё озаряет и потом постепенно исчезает), и всё сочинение в результате заканчивается тихими ударами настоящего колокола.
1 из 5
Оценок: 5.
Взято с https://alllyr.ru/lyrics/song/168300-edison-denisov-solnce-inkov-3/
Популярные песни Эдисон Денисов
-
Эдисон Денисов
Соната для кларнета соло (1) -
Эдисон Денисов
Солнце инков (2) -
Эдисон Денисов
Концерт для 2 альтов (1) -
Эдисон Денисов
Приход весны (4) -
Эдисон Денисов
Соната для флейты соло (1) -
Эдисон Денисов
Вариации на тему Генделя (1) -
Эдисон Денисов
Пьеса №1 для флейты и ф-но -
Эдисон Денисов
Соната для саксофона и виолончели (1) -
Эдисон Денисов
Медея (7)