Эдисон Денисов
Симфония №1 (1.1)
- Тексты песен 🎧
- Эдисон Денисов
- Солнце инков (2)
Текст песни Эдисон Денисов - Солнце инков (2)
Все тексты Эдисон Денисов
Печальный бог
_____________
— Состав напоминает инструментарий Камерной симфонии.
— Сходство есть, конечно, безусловно. Но здесь, всё же, как видите, нет фагота, нет тромбона, нет альта и контрабаса. Хотя в целом приближение к обычному камерному составу, то есть всех инструментов по одному, всё-таки, конечно, есть.
Структурная основная идея цикла такая: всё время проходят два, как бы параллельно идущих, плана, потому что нечётные части — 1-ая, 3-ья, 5-ая — они только инструментальные, а чётные — 2-ая, 4-ая, 6-ая — вокальные; и поскольку в конце 6-ой части идёт инструментальная Постлюдия, то получается некоторая даже и рондоообразность в этой идее.
1-ый план — это план инструментальный, 2-ой план — вокальный. Всё начинается 1-ым планом — это Прелюдия, она целиком инструментальная — только духовые и ударные: маримба, 3 томтома, колокола. Здесь сразу же закладывается идея такой вот, как бы точечной перекидки звуков от одного инструмента к другому — это как будто всё время мерцающая звуковая материя, которая постоянно меняет свои краски — структура здесь как бы бежит от одного инструмента к другому, она всё время перекрашивается и перекрашивается, и не только благодаря тембровым сменам, но и сменам диапазонов. А смена диапазонов, как вы сами мне правильно заметили, даёт часто в моих сочинениях какие-то удивительные тембровые сближения. Вот, например, в конце 3-ей части — «Интермедии» — там вдруг валторна и виолончель начинают повторять одну и ту же фигуру тридцатьвторыми на одной ноте, причем низкая валторна — в басовом ключе и низкая виолончель — они удивительно где-то близки по краске. Получается очень интересная игра иногда очень далёких или, напротив, очень близких красок, но получаемых от разных инструментов. И наоборот. Вот в первой части у меня есть два различных пласта в одновременности: духовые играют вроде бы не меняющуюся звуковую структуру, другие же инструменты вступают параллельно с теми ритмами, которые кажутся свободными, независимыми и импровизационными, то есть сразу же возникает и многокрасочность довольно новая, и какой-то элемент пространственности звучания.
И в инструментальных, и в вокальных частях состав всё время меняется: 1-ая часть — «Прелюдия» — играют все духовые, то есть валторна, труба, гобой, флейта, кларнет и все ударные — это маримба, три томтома, колокола; 2-ая часть, которая называется «Печальный бог», она написана для сопрано, 2 роялей и вибрафона; 3-ья — «Интермедия» — все духовые без флейты + скрипка и виолончель; 4-ая часть – «Красный вечер» написана для сопрано, флейты, которая является здесь концертирующим инструментом — всё время звучит дуэт-диалог флейты и певицы, и двух как бы аккомпанирующих им инструментов — скрипки и виолончели. А почему аккомпанирующих, потому что они играют структуру второстепенную, не имеющую в данном случае важного смыслового значения. Это фон. И письмо для них я выбрал отличное от флейты и сопрано. Оно алеаторическое. Правда в конце, после большой кульминации в партии сопрано, когда идёт комментарий певицы, флейта тоже играет в алеаторике.
— Длина этого комментария всегда непредсказуема?
— Естественно. Это зависит от экспрессивности самой певицы. В зависимости от этой экспрессивности, комментарий становится или длиннее, или короче. Всё решает дирижёр. Он должен психологически ощущать необходимую продолжительность комментария певицы.
5-ая часть — «Проклятое слово» — это целиком инструментальное tutti. Она в себе концентрирует то, что происходило в инструментальных частях до сих пор. Это фактически инструментальная кульминация всего сочинения. И не только потому, что она написана для ансамбля из 11 человек, и не потому, что там громкая музыка, но и потому, что вся логика предыдущих инструментальных и даже в чём-то вокальных частей шла именно к этой части. Она — кульминация, она — и самая свободная по письму часть.
— А мне её структура представляется как раз наиболее жёстко организованной.
_____________
— Состав напоминает инструментарий Камерной симфонии.
— Сходство есть, конечно, безусловно. Но здесь, всё же, как видите, нет фагота, нет тромбона, нет альта и контрабаса. Хотя в целом приближение к обычному камерному составу, то есть всех инструментов по одному, всё-таки, конечно, есть.
Структурная основная идея цикла такая: всё время проходят два, как бы параллельно идущих, плана, потому что нечётные части — 1-ая, 3-ья, 5-ая — они только инструментальные, а чётные — 2-ая, 4-ая, 6-ая — вокальные; и поскольку в конце 6-ой части идёт инструментальная Постлюдия, то получается некоторая даже и рондоообразность в этой идее.
1-ый план — это план инструментальный, 2-ой план — вокальный. Всё начинается 1-ым планом — это Прелюдия, она целиком инструментальная — только духовые и ударные: маримба, 3 томтома, колокола. Здесь сразу же закладывается идея такой вот, как бы точечной перекидки звуков от одного инструмента к другому — это как будто всё время мерцающая звуковая материя, которая постоянно меняет свои краски — структура здесь как бы бежит от одного инструмента к другому, она всё время перекрашивается и перекрашивается, и не только благодаря тембровым сменам, но и сменам диапазонов. А смена диапазонов, как вы сами мне правильно заметили, даёт часто в моих сочинениях какие-то удивительные тембровые сближения. Вот, например, в конце 3-ей части — «Интермедии» — там вдруг валторна и виолончель начинают повторять одну и ту же фигуру тридцатьвторыми на одной ноте, причем низкая валторна — в басовом ключе и низкая виолончель — они удивительно где-то близки по краске. Получается очень интересная игра иногда очень далёких или, напротив, очень близких красок, но получаемых от разных инструментов. И наоборот. Вот в первой части у меня есть два различных пласта в одновременности: духовые играют вроде бы не меняющуюся звуковую структуру, другие же инструменты вступают параллельно с теми ритмами, которые кажутся свободными, независимыми и импровизационными, то есть сразу же возникает и многокрасочность довольно новая, и какой-то элемент пространственности звучания.
И в инструментальных, и в вокальных частях состав всё время меняется: 1-ая часть — «Прелюдия» — играют все духовые, то есть валторна, труба, гобой, флейта, кларнет и все ударные — это маримба, три томтома, колокола; 2-ая часть, которая называется «Печальный бог», она написана для сопрано, 2 роялей и вибрафона; 3-ья — «Интермедия» — все духовые без флейты + скрипка и виолончель; 4-ая часть – «Красный вечер» написана для сопрано, флейты, которая является здесь концертирующим инструментом — всё время звучит дуэт-диалог флейты и певицы, и двух как бы аккомпанирующих им инструментов — скрипки и виолончели. А почему аккомпанирующих, потому что они играют структуру второстепенную, не имеющую в данном случае важного смыслового значения. Это фон. И письмо для них я выбрал отличное от флейты и сопрано. Оно алеаторическое. Правда в конце, после большой кульминации в партии сопрано, когда идёт комментарий певицы, флейта тоже играет в алеаторике.
— Длина этого комментария всегда непредсказуема?
— Естественно. Это зависит от экспрессивности самой певицы. В зависимости от этой экспрессивности, комментарий становится или длиннее, или короче. Всё решает дирижёр. Он должен психологически ощущать необходимую продолжительность комментария певицы.
5-ая часть — «Проклятое слово» — это целиком инструментальное tutti. Она в себе концентрирует то, что происходило в инструментальных частях до сих пор. Это фактически инструментальная кульминация всего сочинения. И не только потому, что она написана для ансамбля из 11 человек, и не потому, что там громкая музыка, но и потому, что вся логика предыдущих инструментальных и даже в чём-то вокальных частей шла именно к этой части. Она — кульминация, она — и самая свободная по письму часть.
— А мне её структура представляется как раз наиболее жёстко организованной.
4 из 5
Оценок: 8.
Взято с https://alllyr.ru/lyrics/song/168301-edison-denisov-solnce-inkov-2/
Популярные песни Эдисон Денисов
-
Эдисон Денисов
Соната для кларнета соло (1) -
Эдисон Денисов
Концерт для 2 альтов (1) -
Эдисон Денисов
Соната для флейты соло (1) -
Эдисон Денисов
Пьеса №1 для флейты и ф-но -
Эдисон Денисов
Соната для саксофона и виолончели (1) -
Эдисон Денисов
Медея (7) -
Эдисон Денисов
Приход весны (4) -
Эдисон Денисов
Солнце инков (4) -
Эдисон Денисов
Вариации на тему Генделя (1)