Чайковский
ария Елецкого-я Вас люблю
- Тексты песен 🎧
- Чайковский
- Манфред 4-я часть
Текст песни Чайковский - Манфред 4-я часть
Все тексты Чайковский
Программа Чайковского обобщенно характеризует лишь содержание (сюжетное и психологическое) музыки и не содержит собственно музыкальных указаний, имевшихся в предварительных программах. Окончательная программа, которую составил Чайковский в процессе своей работы над симфонией, получила следующий вид:
1. Манфред блуждает в Альпийских горах. Томимый роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности и памятью о преступном прошлом, он испытывает жестокие душевные муки. Глубоко проник Манфред в тайны магии и властительно сообщается с могущественными адскими силами, но ни они и ничто на свете не может дать ему забвения, которого одного он просит. Воспоминание о погибшей Астарте, некогда им страстно любимой, грызет и гложет его сердце и нет ни границ, ни конца беспредельному отчаянию Манфреда.
2. Альпийская фея является Манфреду в радуге из брызг водопада.
3. Пастораль. Картина простой, бедной, привольной жизни горных жителей.
4. Подземные чертоги Аримана. Адская оргия. Появление Манфреда среди вакханалии. Вызов и появление тени Астарты. Он прощен.
5. Смерть Манфреда.
_____________________________________
Зерном всей симфонии является сурово-трагический образ Манфреда. Он отражен в двух близких по характеру, но несколько разных по смыслу темах, сквозным образом (лейтмотивно) проходящих через всю симфонию. Конкретная программная канва заставила Чайковского отказаться от традиционной для симфоний формы.
Во 2-й и 3-й частях Чайковский, следуя программе Балакирева, создает в основном музыку картинного плана. 2-я часть (Vivace con spirito, 3/4, h-moll) носит характер изящного скерцо с некоторыми оттенками фантастики, прозрачная оркестровая фактура крайних частей, легкое звучание скрипок, арф, пассажей деревянных духовых инструментов создают живописный образ горного водопада и его брызг. В финале, напротив, музыка четко расчленяется на эпизоды, обозначенные в программе. Вызов тени Астарты. Таинственное звучание отрывков ее темы чередуется с пассажами арф, характер музыки напоминает балетные сцены (Andante quasi moderato), далее - более полное проведение темы (molto piu lento), символизирующее прощение Манфреда. Перед эпизодом смерти Манфреда еще раз возникает образ мрачного страдальца, наиболее экспрессивный раздел I части повторяется, связывая с ней финал симфонии. Эффектное вторжение звуков органа указывает момент смерти Манфреда. Эпизод в характере реквиема соединяет новую мелодию высоких струнных со средневековой темой "Dies irae", темой смерти.
В творчестве Ч. симфония "Манфред" стоит особняком - как среди других, неизменно одночастных, программно-симфонических произведений, так и среди симфоний, не имеющих столь последовательно проведенной и притом открыто декларированной программной концепции. Последнее объясняет тот факт, что в общую нумерацию симфоний Чайковского "Манфред" не вошел.
Закончив работу, он посчитал "Манфреда" лучшим из всего им написанного. После первого исполнения он писал: "... Между моими ближайшими друзьями одни стоят за "Манфреда" горой, другие остались недовольны и говорят, что я тут не сам собой, а прикрытый какой-то. Сам же я думаю, что это мое лучшее симфоническое сочинение". Но уже через полгода после премьеры Чайковский дал прямо противоположную оценку: "... Что же касается "Манфреда", то без всякого желания порисоваться скромностью, скажу, что это произведение отвратительное и что я его глубоко ненавижу, за исключением одной первой части".
Первое исполнение состоялось в Москве 11 марта 1886 г., в II-м симфоническом собрании. Дирижер М.Эрдмансдерфер. Издана симфония была сразу, в 1886 году П.И.Юргенсоном.
1. Манфред блуждает в Альпийских горах. Томимый роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности и памятью о преступном прошлом, он испытывает жестокие душевные муки. Глубоко проник Манфред в тайны магии и властительно сообщается с могущественными адскими силами, но ни они и ничто на свете не может дать ему забвения, которого одного он просит. Воспоминание о погибшей Астарте, некогда им страстно любимой, грызет и гложет его сердце и нет ни границ, ни конца беспредельному отчаянию Манфреда.
2. Альпийская фея является Манфреду в радуге из брызг водопада.
3. Пастораль. Картина простой, бедной, привольной жизни горных жителей.
4. Подземные чертоги Аримана. Адская оргия. Появление Манфреда среди вакханалии. Вызов и появление тени Астарты. Он прощен.
5. Смерть Манфреда.
_____________________________________
Зерном всей симфонии является сурово-трагический образ Манфреда. Он отражен в двух близких по характеру, но несколько разных по смыслу темах, сквозным образом (лейтмотивно) проходящих через всю симфонию. Конкретная программная канва заставила Чайковского отказаться от традиционной для симфоний формы.
Во 2-й и 3-й частях Чайковский, следуя программе Балакирева, создает в основном музыку картинного плана. 2-я часть (Vivace con spirito, 3/4, h-moll) носит характер изящного скерцо с некоторыми оттенками фантастики, прозрачная оркестровая фактура крайних частей, легкое звучание скрипок, арф, пассажей деревянных духовых инструментов создают живописный образ горного водопада и его брызг. В финале, напротив, музыка четко расчленяется на эпизоды, обозначенные в программе. Вызов тени Астарты. Таинственное звучание отрывков ее темы чередуется с пассажами арф, характер музыки напоминает балетные сцены (Andante quasi moderato), далее - более полное проведение темы (molto piu lento), символизирующее прощение Манфреда. Перед эпизодом смерти Манфреда еще раз возникает образ мрачного страдальца, наиболее экспрессивный раздел I части повторяется, связывая с ней финал симфонии. Эффектное вторжение звуков органа указывает момент смерти Манфреда. Эпизод в характере реквиема соединяет новую мелодию высоких струнных со средневековой темой "Dies irae", темой смерти.
В творчестве Ч. симфония "Манфред" стоит особняком - как среди других, неизменно одночастных, программно-симфонических произведений, так и среди симфоний, не имеющих столь последовательно проведенной и притом открыто декларированной программной концепции. Последнее объясняет тот факт, что в общую нумерацию симфоний Чайковского "Манфред" не вошел.
Закончив работу, он посчитал "Манфреда" лучшим из всего им написанного. После первого исполнения он писал: "... Между моими ближайшими друзьями одни стоят за "Манфреда" горой, другие остались недовольны и говорят, что я тут не сам собой, а прикрытый какой-то. Сам же я думаю, что это мое лучшее симфоническое сочинение". Но уже через полгода после премьеры Чайковский дал прямо противоположную оценку: "... Что же касается "Манфреда", то без всякого желания порисоваться скромностью, скажу, что это произведение отвратительное и что я его глубоко ненавижу, за исключением одной первой части".
Первое исполнение состоялось в Москве 11 марта 1886 г., в II-м симфоническом собрании. Дирижер М.Эрдмансдерфер. Издана симфония была сразу, в 1886 году П.И.Юргенсоном.
3 из 5
Оценок: 1.
Взято с https://alllyr.ru/lyrics/song/171100-chaykovskiy-manfred-4-ya-chast/